Вентиляция магазина играет важную роль в сети коммуникаций торговых помещений. Она регулирует микроклимат в здании, обеспечивает поступление и вывод воздуха, его подогрев и охлаждение. Благодаря системе проветривания, в зале комфортно находится сотрудникам и покупателям. Она также обеспечивает необходимые условия для хранения различных товаров — от пищевых продуктов до бытовой техники.
Содержание
Назначение вентиляции торгового центра
Вентиляция в магазине регулируется положениями СНиП 2.04.05–91. Согласно этому документу, на торговых площадках должен поддерживаться установленный микроклимат (температура воздуха, влажность, кратность воздухообмена). Для обеспечения правильного воздухообмена, во всех помещениях магазина устанавливаются приточно-вытяжные системы и кондиционеры.
Главной целью вентиляции объектов розничной торговли является подача свежего воздуха, его очистка, увлажнение, охлаждение/нагрев.
Система проветривания выполняет следующие задачи по поддержке функционирования торговой точки:
- обеспечение хорошего воздухообмена для комфортного нахождения людей — персонала, посетителей;
- устранение неприятных запахов, влаги из воздуха;
- регулировка уровня температуры в зависимости от времени года и условий хранения товаров.
Приточно-вытяжную систему необходимо делать профессионально, опираясь на положения СНиП. Это избавит владельца помещения от проблем в будущем, так как Роспотребнадзор и противопожарные инстанции будут досконально проверять проект магазина на соответствие нормам. Специалисты рекомендуют заверить необходимые планы ещё до начала монтажа вентиляции.
Требования к вентиляции магазина
Требования к вентиляции приточно-вытяжного типа подразделяются на несколько блоков в зависимости от условий объекта:
- Тип организации процесса воздухообмена.
- Площадь торгового зала и других комнат.
- Количество покупателей.
- Тип помещений (склад, фасовочная, торговый зал и пр.).
Представим перечень основных технических требований:
- Расчёт объёма приточного воздуха производится в соответствии с количеством людей, находящихся в магазине. На каждого посетителя приходится 20 м3/ч подачи свежего воздуха, на одного сотрудника магазина — 60 м3/ч.
- Кратность воздухообмена (определяет, сколько раз в течение часа воздух в помещении должен полностью заменяться свежим) в торговом зале — 1, местах хранения товаров — 1–1.5. Исключение составляют склады для хранения овощей фруктов, выпечки (4) и пищевых отходов (10).
Устройство вентиляции
Самым простым вариантом организации воздухообмена является установка вентиляционных каналов с вентиляторами, работающих на приток и вывод. Она также включает в себя вытяжки и приточные каналы, которые обеспечивают механическую циркуляцию воздуха в помещении. Однако в большинстве случаев, проект не ограничивается таким набором устройств и включает в себя также:
- воздушные фильтры в приточных и вытяжных каналах;
- система кондиционирования воздуха (теплообменники, нагреватели, тепловые завесы);
- увлажнители различного типа.
Клапаны, работающие на приток, устанавливают в нижней части помещения, а вытяжные отверстия — под потолком (труба при этом выводится над крышей). Такая технология обеспечивает естественную циркуляцию воздуха в помещении и основана на физическом законе, согласно которому тёплый воздух, становясь легче, поднимается.
В качестве устройств кондиционирования крупных помещений чаще всего использует систему чиллер-фанкойл, при которой теплоноситель циркулирует в системе и охлаждает воздух во всех комнатах. В небольших торговых точках устанавливают бытовые кондиционеры.
Нормы СНиП по установке систем воздухообмена:
- Если торговая точка находится в здании общего пользования (жилом доме, торговом центре, офисном здании и др.), она оборудуется отдельной принудительной системой вентиляции.
- Трубы вытяжки выводятся через крышу не менее, чем на 100 см над поверхностью кровли.
- Приточные клапаны естественного побуждения размещают не ниже 20 см от поверхности земли. Установка ведётся в местах наименьшего загрязнения (как можно дальше от мусоропроводов, проезжей части, парковочных мест). Клапаны должны быть оборудованы фильтрами и подогревом.
- Отдельными приточно-вытяжными установками оборудуются холодильные камеры для хранения овощей, фруктов и скоропортящихся продуктов, фасовочные помещения и мойки.
Расчёт и проектирование вентиляции магазина
Проектирование предприятий розничной торговли ведётся при участии специалистов, которые могут точно учесть все расчётные параметры помещения, подобрать необходимую технику и выбрать место её установки. Готовый план приточно-вытяжной и охладительной системы проверяется противопожарными и санитарно-эпидемиологическими службами.
Самыми важными параметрами при расчёте системы являются кратность воздухообмена и примерное количество посетителей в течение суток.
- Расчёт количества людей делают исходя из назначения и площади объекта торговли. В продуктовых магазинах один человек приходится на 2,5 м², в непродовольственных — на 3,5 м². Если расчёт делают в торговом центре смешанного назначения, он рассчитывается, как непродовольственный.
- Проектировщики учитывают и кратность воздухообмена, которая регулируется в соответствии с нормами СНиП и вычисляется при помощи специального оборудования.
Важным показателем для мест общественного пользования выступает уровень шума. Вентиляционное оборудование подбирают таким образом, чтобы звук работающей техники не создавал дискомфорта для покупателей и сотрудников магазина.
Установка вентиляции в торговом зале — трудоёмкий и ответственный процесс. Лишь обратившись к профессиональным проектировщикам и мастерам и выбрав подходящее оборудование, в магазине удастся создать комфортные условия для нахождения людей и хранения товаров.