Обустраиваем систему вентиляции в школе по СНиП

Вентиляция школы является главным элементом технического обеспечения здания. Благодаря системе проветривания, в учебном заведении комфортно находиться ученикам и преподавателям. Она отвечает за температурные показатели, воздухообмен и обеспечивает безопасность людей во время задымления.

школа

Назначение вентиляционной системы в учебных заведениях

Вентиляция общеобразовательных учреждений регулируется положениями СНиП и учитывает все параметры микроклимата. Рассмотрим правила и способы организации приточно-вытяжных систем в здании школы в этом материале.

Основное назначение вентиляции школы состоит в создании комфортного и безопасного пребывания учеников в аудиториях и других помещениях. В учебных заведениях при этом поддерживается оптимальный микроклимат и воздухообмен для большого количества человек. А также школа должна быть оборудована системой противопожарной вентиляции и отдельными приточно-вытяжными установками в специализированных помещениях.

график концентрации CO2

Особенности вентиляции учебных заведений

Ключевыми особенностями организации микроклимата в учебных заведениях являются:

  • Пребывание большого количества людей в здании — ученики, преподаватели, административный персонал.
  • Большое количество учебных помещений и комнат разного назначения.

Нормы и правила СНиП при строительстве школ регламентируют планировку и создание систем проветривания в разных помещениях.

При проектировании зданий школ и школ-интернатов должны быть учтены следующие параметры вентиляции:

  • Качество воздуха и его очистка в специализированных помещениях (лабораториях, технических кабинетах, медпункте, столовой).
  • Соотношение температуры и влажности воздуха.
  • Уровень шума при работающей вытяжной технике.

Требования СНиП

СНиП 31-06-2009 определяет все перечисленные показатели. Ещё на этапе проектирования общеобразовательных учреждений следует принимать в расчёт показатели этих нормативных актов.

Воздухообмен в расчёте на 1 человека:

  • 20 м³/ час для учебных кабинетов;
  • 20 м³/ час для столовых;
  • 80 м³/ час для спортивного зала.

Температуру воздуха в течение года поддерживают в рамках от +16 до +22 °С.

Предельно допустимые шумовые показатели для школ — 110 дБ.

СНиП

Типовые варианты схем для учебных аудиторий

В строительстве образовательных учреждений допускается проектировать вентиляцию по устоявшимся схемам для таких объектов. Они позволяют добиться необходимой кратности воздухообмена, температурных и шумовых показателей.

Регулируемый естественный приток и принудительная вытяжка

Этот вариант системы вентиляции в школе предполагает оборудование учебных аудиторий приточными клапанами. Их монтируют в стеклопакеты или в стену. Клапаны помогают регулировать приток, фильтровать воздух, снижать уровень шума по сравнению с проветриванием через открытые окна.

приточно-вытяжная вентиляция

В этой схеме важную роль играет и механическая вытяжная система. Она должна работать непрерывно, чтобы обеспечить нормальную кратность воздухообмена (20м3 на человека в час). Для увеличения эффективности, вытяжку оборудуют вентиляторами.

Приточно-вытяжная система с рекуперацией тепла

Такая схема позволяет поддерживать комфортную температуру в классах и кабинетах в холодное время года благодаря функции подогрева воздуха. Главным элементом этой системы является рекуператор тепла — клапан, который создаёт теплообмен между приточным и выводимым воздухом. Благодаря ему, приточный воздух подогревается от тепла воздушных масс в помещении.

рекуперация

Преимуществом приточно-вытяжной вентиляции с рекуперацией является энергосберегающая функция. Если используется схема без рекуператора, то расход электроэнергии на отопление составит от 6 до 10 кВт/ч, а с помощью подогрева траты получатся в несколько раз меньше — всего 1–2 кВт/ч. Это происходит благодаря тому, что в помещение будет поступать уже подогретый воздух. Экономия затрат на отопление учреждения составит внушительные 80%.

Установка приточно-вытяжного типа с рекуператором и охладителем приточного воздуха

Минусом рекуперационных конструкций является их низкая эффективность в тёплое время года, когда температура воздуха в помещении и за окном уравнивается. Выходом из этой ситуации служит следующая схема, которая работает как на подогрев, так и на охлаждение воздушных масс.

В приточные каналы монтируют рекуператоры и камеру охлаждения воздуха. И также она оборудуется полным комплектом автоматических регуляторов для удалённой настройки климатических показателей. Недостатком такой схемы является высокая стоимость по сравнению с обычной.

Специализированные кабинеты и помещения

Для некоторых школьных аудиторий требуется монтаж особой системы вентиляции. Он учитывает особенности микроклимата и назначение помещений. Отдельные приточно-вытяжные установки для школ монтируют в помещениях:

  • Кабинеты и лаборатории химии, физики, труда.
  • Спортивный зал.
  • Актовый зал.
  • Столовая.
  • Медпункт.

Специализированные лаборатории физики и химии, а также кабинеты технического творчества нуждаются в собственной приточно-вытяжной схеме из-за возможного загрязнения воздуха. Рабочие места в них оборудуют вытяжными установками.

лаборатория

Вентиляция столовой и медпункта учитывает нормы, принятые для предприятий общественного питания и медицинских учреждений. Система проветривания столовой включает вытяжки для удаления пара и дыма и обеспечивает эффективный воздухообмен (20 м³ в час) для комфортного нахождения большого количества человек. Медицинский кабинет должен хорошо проветриваться и иметь приборы для очистки воздуха от бактерий.

столовая

Для спортивных площадок и актовых залов важно организовать хороший воздухообмен. Приточные клапаны располагают на расстоянии 2–3 м от пола, а вытяжные — под потолком. Это позволяет избежать сквозняков в большом помещении.

Установку вентиляции стоит доверить опытным специалистам в области приточно-вытяжных систем крупных объектов. Они смогут правильно рассчитать все элементы конструкции в соответствии с нормами СНиП. Персоналу школы и родителям учеников также стоит забывать о том, что эффективность проветривания напрямую влияет на самочувствие учащихся. Поэтому при подозрении на плохую работу воздуховодов следует сразу обращаться в администрацию заведения.

Похожие публикации